Информационный портал города Московский
Главная страница / Статьи

Коммуникативная методика в изучении иностранного языка

Дата публикации: 18 сентября 2017, 00-00.

Изучение иностранного языка, в частности, английского, все больше становится необходимостью в современной жизни. Об этом свидетельствует и то, что экзамен по иностранному языку скоро станет обязательным для всех выпускников школ, и то, что практически в каждой школе вводится дополнительный кружок по изучению языка и увеличение числа лингвистических центров, клубов и студий. В связи с этим мы все чаще слышим словосочетание «коммуникативный метод» или «коммуникативная методика», однако смысл этого словосочетания понятен далеко не всем, иногда, к сожалению, даже самим провайдерам данной услуги. Что это - просто модное западное слово или насущная необходимость? В данной статье мы постараемся разобраться с этим понятием.

О том, что в изучении иностранного языка необходимо сфокусировать внимание на формировании и развитии способности общаться, заговорили еще в 60-х годах прошлого века. Был проведен целый ряд исследований, результатом которых явилась разработка пороговых уровней овладения иностранным языком. Это заложило основы формирования системы коммуникативного подхода. Тогда в 80-90-х 20 века это был радикальный шаг вперед, в то время как сейчас все школы, работающие в рамках данной методики, набирают группы учащихся строго согласно уровню и возрасту, и это уже никого не удивляет. И так правильно, и так должно быть. В связи с этим, когда вы выбираете место для изучения языка, проверьте, соблюдается ли это правило, и проводит ли учитель диагностику учащегося на входе для того, чтобы найти ему подходящую группу.

Коммуникативная методика – это, прежде всего, приближение процесса обучения к процессу реального общения. Обучение в ее рамках способствует формированию личности и открытию новых знаний с учетом опыта, мировоззрения, интересов и психологических особенностей детей и взрослых. Иными словами, мы осваиваем новый для нас язык по тем же законам, что и свой собственный, методом погружения в языковую среду, общаясь, выполняя бытовые действия, выражая свои эмоции и чувства, занимаясь творчеством, разучивая стихи и песни. На занятиях мы как бы «проживаем» ситуации и темы, которые проходим.

Основная задача - учитывать то, что занимает ученика в данный момент. Скоро праздник? Урок будет строиться вокруг его тематики. У кого-то день рождения? Прекрасный повод ввести в занятие новую лексику.

Однако, здесь стоит предупредить о следующем. Часто родитель, который приводит ребенка на занятие, видит лишь внешнюю оболочку, а именно учебник британского издательства, песни, которые сейчас можно найти в широком доступе в интернете, игровую деятельность. К сожалению, некоторые образовательные центры сводят преподавание языка к песням и играм (которые являются лишь одним из средств обучения, а не целью) и «обзывают» это коммуникативной методикой. В связи с этим второе правило - посмотрите вглубь процесса, выясните, насколько грамотны ваши педагоги, какие у них есть сертификаты, какое обучение пройдено, насколько они понимают саму философию коммуникативного подхода. Просто взять британский учебник и скачать песню из интернета еще не означает грамотную работу в данном направлении.

Часто, обещанная коммуникативность в обучении на деле таковой не является, и, как следствие, не приносит ожидаемых результатов. Важно учитывать психофизиологические факторы, обеспечивать совпадение мотива и предмета деятельности, учитывать взаимоотношение мышления и речи. Таким образом, коммуникативный подход отвечает на вопрос, зачем ребенок использует английский язык и что он хочет выразить с его помощью, а не сводится к заучиванию тех или иных форм, моделей.

А еще есть такое поистине магическое слово как «носитель языка», которое в сознании родителя отображается как слово «непревзойденное качество», однако это чаще всего не совсем так, потому как кроме языка, должна быть методика преподавания, и выстроенная система процесса обучения, которой не педагог просто не обучен. Да, он будет играть и петь, и разговаривать, и даже работать по учебнику, но системы там, как правило, нет. Более того, большинство носителей ориентированы на краткосрочное пребывание в нашей стране, поэтому мало заинтересованы в долгосрочном результате. И получается, что результатом такой деятельности является формирование лишь отдельных навыков и аспектов языка, как правило, произношения, пополнения лексического запаса и снятия языкового барьера. Кроме того, носители языка очень далеки от реалий современной отечественной школы. Именно поэтому, мы бы рекомендовали читателям в большей степени ориентироваться на языковые уикенды, лагеря, зарубежные поездки с носителями языка. Такая краткосрочная интенсивная работа дает мощный толчок к дальнейшему освоению языка, помогает снять психологическое напряжение при общении, повышает мотивацию. И это третье правило.
Важную роль играет учитель. Он становится для ребенка организатором и советчиком, руководителем и помощником. Такой подход обеспечивает вовлеченность учеников, заинтересованность в процессе обучения и, как следствие, получение положительного результата. Атмосфера доброжелательности помогает освободиться от множества барьеров (в том числе языкового), скованности и неуверенности в себе. Важнее искать хорошего учителя, чем школу с громким именем. И это правило номер четыре.

Найти хороший клуб, студию, школу или центр и грамотного преподавателя – еще не все. У зарубежных авторов есть прекрасное понятие - «active learner» (в вольном переводе – заинтересованный, самостоятельный, активный ученик). Оно предполагает, что помимо занятий необходимо читать книги, посещать встречи, смотреть фильмы и мультфильмы, участвовать в театральной и творческой деятельности, слушать передачи для улучшения навыков общения, играть в игры, выезжать на языковые уикенды и стажировки, интересоваться культурой стран изучаемого языка. Иными словами, проявлять инициативу, выходить самому за пределы школы, класса, клуба. И это правило номер пять.

Коммуникативная методика в сочетании с личной заинтересованностью – лучшее средство с удовольствием выучить любой иностранный язык. Удачи!

Наталья Гончарова
Виктория Ионова
Семейный клуб «Развивашкин»

Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Youtube, Instagram, Мой мир чтобы быть в курсе последних новостей города Московского.

Расскажи другим:

Другие статьи:
У меня есть подружка… Ева
Правила перевозки групп детей автобусами
Методика Марии Монтессори
Как заставить ребенка учиться и нужно ли это
Как научить ребенка читать? (часть 2)
Развитие через чтение (часть 1)
Раннее развитие детей. Методика Гленна Домана