Информационный портал города Московский
Главная страница / Новости 2015

Раннее развитие детей. Методика Гленна Домана

Дата опубликования: 21 января 2015, 20-55

В настоящее время многие родители предпочитают начинать развивать своих детей с самого раннего возраста, а некоторые даже с внутриутробного возраста. Это хорошая тенденция, однако, существует множество методик, и часто родители берутся за ту или иную методику, не отдавая себе полностью отчет в том, какова была задумка автора и какие результаты следует ожидать. Меж тем, мы, взрослые, должны быть шахматистами, то есть просчитывать все на шаг вперед и предвидеть результаты. Если заниматься серьезно, то надо иметь в виду, что некоторые методики предполагают изменение рациона малыша и мамы, а некоторые органично вписываются в распорядок дня любой семьи. Мы предлагаем цикл статей, где постараемся привести краткий обзор авторских методик.

Методика Гленна Домана
История системы Глена Домана

Гленн Доман (англ. Glenn Doman) - американский врач-физиотерапевт, автор особой восстанавливающей методики для детей с поражениями нервной системы, которая одновременно является обучающей методикой для всех детей. В 1940 году получил ученую степень по физиотерапии в Университете Пенсильвании. С этого момента Доман изучал потенциал и развитие человеческого мозга, начиная с рождения. В 1955 году он основал Институт Развития Человеческого Потенциала (Institute for the Achievement of Human Potential, IAHP), основной офис которого находится в штате Пенсильвания в Америке, где продолжают работать двое из его троих детей. Знаменитый врач ушел из жизни в 2013 году.

Система проста и сложна одновременно. Постараемся выделить несколько ключевых моментов:

Согласно утверждению Гленна Домана, каждый ребенок является гением с момента рождения и имеет огромный потенциал развития, но все, что происходит дальше с ребенком, лишь убивает в нем этого гения.

Больше всего на свете дети любят учиться, они любят это больше, чем есть, пить или играть, они направлены на движение и развитие, им необходимо лишь создать условия.

Любому ребенку необходимо 100 % внимания взрослых. На первом месте стоит мама, потом папа и, наконец, любой другой взрослый, который готов уделить им внимание. «МАМА - лучший учитель», и если соединить этот факт с максимальным количеством времени, которое мама готова уделить своему ребенку, то можно получить ошеломляющий результат. В Институте Развития Человеческого Потенциала не случайно первые занятия начинаются именно с этого утверждения. По признанию многих родителей, находящихся в Институте, обучение в рамках данной системы - это огромный труд и удовольствие одновременно, так как никто лучше, чем мама, не знает своего ребенка.

Однако, в силу целого ряда причин и создавшейся системы в социуме в целом, взрослый не способен отдать даже 50 % своего драгоценного времени подрастающему поколению даже в грудном возрасте, а потому взрослые создали и продолжают создавать массу игр и игрушек, что лишает детей этого внимания. Ребенок в возрасте 3 месяцев требует внимания, а взрослый уже приготовил супер-развивающую погремушку, в год ребенка ждет уникальная развивающая каталка, в 1,5 –книга, с которой он может заниматься сам и т.д. Меж тем, для того, чтобы изучить, к примеру, игрушку-погремушку и извлечь из нее все полезное, ребенку достаточно 60 секунд, поэтому в Институте не используют игрушки в силу их бесполезности. В одном из своих выступлений Доман рассказывает про современные игрушки для детей до года с точки зрения получения информации.

Человек получает информацию посредством шести основных органов чувств:

  1. глаза (зрение) - все игрушки яркого цвета
  2. уши (слух) - большинство игрушек издают какой-либо звук, но не все
  3. язык (вкус) - игрушки не имеют вкуса
  4. нос (обоняние) - игрушки не пахнут
  5. кожа (осязание) - некоторые игрушки имеют неоднородную фактуру и поверхность, но большинство из них гладкие
  6. вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение, ощущение веса) нет

Последнее, что ребенок пытается сделать с игрушкой, прежде чем выкинуть, это сломать ее и посмотреть, что внутри, однако ввиду соображений безопасности, все игрушки сделаны таким образом, что их практически невозможно сломать ребенку грудного возраста.

Таким образом, получается, что все игры и игрушки сводятся лишь к бесконечному повторению цветов (чаще всего основных цветов) и ограниченному набору звуков, которые могут издавать игрушки и погремушки. Процесс познания оказывается ограниченным рамками безопасности, приличия, комфорта для окружающих и т.д.

Ребенок интенсивно развивается в первый год жизни, особенно мозг, но он развивается пропорционально использованию имеющегося потенциала, и если не использовать этот потенциал, особенно в первые 12 месяцев жизни, мозг утрачивает целый ряд способностей, которые в нем заложены. Так, детей до года научить читать легче, чем 6-летнего ребенка.

Для того чтобы научить ребенка, необходимо соблюдать три правила: говорить громко, говорить четко, часто повторять, именно поэтому в основе методики лежат карточки, которые мамы делают самостоятельно, они большие, и все слова, цифры, символы исполнены в красном цвете.

В Институте Домана дети ползают в возрасте 4 недель, учатся читать до того, как они научаться говорить, и уже в 3 года они в состоянии читать Шекспира и читают с удовольствием.

Сидеть в классе полдня со сверстниками 5 дней в неделю расценивается как чистая потеря времени.

Данная система относится к разряду тех методик, которые вносят существенное изменение в режим семьи. День у мамы должен быть четко распланирован под мини-занятия, карточки готовы в надлежащем виде и очень важным условием является то время, которое отводится на занятия. Карточки нужно показывать быстро, а потом очень быстро, а занятия повторять часто.

Некоторые используют карточки и материалы Домана и просматривают их в том режиме, в котором считают нужным, однако это уже совсем другая история и совсем другие результаты.

Среди тех, с кем родители занимались по методике Глена Домана, есть Нобелевские лауреаты, ученые, писатели. Это люди с неординарным мышлением и выдающимися способностями. Среди моих знакомых также есть «выпускники» данной методики, ребята, которые намного обгоняют сверстников в интеллектуальном развитии, да и просто мыслят по-другому. Такие люди есть и у нас в г. Московский. Часто они перепрыгивают через класс, а иногда и два, учатся со старшими детьми. Насколько это нужно Вам и вашему ребенку, решать только вам, а мы рады, если смогли вам рассказать что-то новое.

Наталья Гончарова
Специалист семейного клуба «Развивашкин»

 

Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Youtube чтобы быть в курсе последних новостей города Московского.

ОбсудитьОбсудить на форуме Расскажи другим:

Комментарии:

21 янв в 23:26, Яна
"Ползать в 4 недели" противоестественно. Как и читать Шекспира в 3 года. Нет того жизненного опыта, который нужен для адекватной оценки книги.

22 янв в 17:44, Наташа
Яна, спасибо за комментарий, однако для того, чтобы адекватно анализировать тот или иной аспект системы, необходимо видеть всю картину целиком и все условия, было бы неправильно вырывать слово из контекста. Доман основал Институт в 1955 году, а систему вынашивал очень долго. Благодаря его методике многие дети обрели вторую жизнь, он спас тысячи детей во всем мире, на которых медики поставили крест. Когда он умер, родители рыдали, потому как это был не просто врач, это был ЧЕЛОВЕЧИЩЕ. Если появится заинтересованность, могу дать ссылки на официальный сайт Института и на группы тех родителей, детям которых он помог.

22 янв в 22:56, Яна
Наташа, да, я слышала о методике. Но одно дело - помощь особенным детям (про тех, кому врачи не смогли помочь), другое - ранее развитие "обычных" деток. Просто, в статье очень рекламные посылы - про чтение Шекспира в 3 года, про Нобелевских лауреатов... Это спорные достижения: нужен ли Шекспир в 3 года (как объяснить ребенку про любовь, ревность, смерть?), сколько Нобелевских лауреатов воспиталось обычными, иногда, полуобразованными мамами, можно ли младенцу в 4 недели ползать и чем это чревато? Вот я о чем. Как говорится, все должно быть в меру.

25 янв в 0:58, Наташа
Яна, безусловно, все хорошо в меру, и самое главное всегда отвечать себе на вопрос ЗАЧЕМ ? Я всегда за здравый смысл. Раннее развитие-это вообще спорный вопрос. Я ,например, в клубе "Развивашкин" преподаю английский с 1,5 лет. Некоторые мамы пытаются в группу 9-месячных привести, а некоторые считают, что и в 4 года им еще рано. Но вот уже сейчас у меня есть группа детей ,которым только исполнилось 5, которые по-английски начали читать, до этого мы прошли устный курс, смотрели видео, слушали аудио, общались с носителями языка. И эти дети в принципе читают чуть ли не с 3-х лет, а первое слово одна из девочек прочитала в 1, 5 года. И им так нравится сам процесс чтения, я не успеваю книги приносить, благо их у меня целая библиотека. Подавляющее большинство детей их возраста не проявляет интереса даже к буквам , им просто это не понятно. У детей из этой группы речь развита на уровне 7-летних, они могут рассуждать на многие темы(живопись, театр, классическая музыка), при этом дети очень воспитаны, никаких традиционных (как утверждают психологи ) истерик. Их мамы не использовали методику Домана, но они использовали другие методики раннего развития. Касательно "ползать в 4 недели ".Если посмотреть ролик, то видно, что ребенок "ползет" по-своему , как ему позволяет возраст, а не на четвереньках, ему просто создали приемлемые условия для развития. Касательно Шекспира в 3 года. Вот, например, детям до года ставят для прослушивания классическую музыку. Ребенок не имеет опыта, он не понимает, что хотел выразить композитор. какой исторический пласт отражен в произведении, но она развивает в ребенке не только слух, но и чувственно-эмоциональную сферу.

 

Похожие материалы:
Марианна Лынская провела семинар