Информационный портал города Московский
Главная страница / Статьи

Языковые поездки в страны изучаемого языка

Дата публикации: 9 октября 2018, 21-00.

Любители английского языка и путешествий нередко отправляются в страны изучаемого языка для дополнительной практики. Однако, в настоящее время на рынке столько разных программ для школьников и взрослых, что, зачастую, обыватель просто тонет в море рекламы и заманчивых предложений. Как же определиться с направлением и вложить средства с пользой?

Для начала необходимо понять потребности и возможности ребёнка и сопоставить их с желаниями и амбициями родителей. Родители могут оплатить поездку, будут созданы все условия, с ребёнком будут работать лучшие англоязычные вожатые, ребенок будет посещать рейтинговую школу, а результат будет... нулевой. Как так получается? Здесь мы имеем дело с противоречием потребностей ребёнка и родителей. У ребёнка другие интересы. Оценка «3» по английскому языку его вполне устраивает, он хочет стать футболистом, и английский ему не нужен, по его мнению. Его лучший друг едет в спортивный лагерь, и он тоже хочет присоединиться. И, конечно, мы, взрослые, знаем, что одно другому отнюдь не мешает, наша задача- воспитать разностороннюю личность, где все качества будут востребованными. Только вот есть одно «НО». Начинать работу над личностью нужно чуть раньше, с рождения. Ребёнок будет есть и усваивать то, чем его кормят, и аппетит к чему-то иному вдруг не проснется. Если малыш, сидя в коляске, ест чипсы и прочие снеки, гречневая каша навряд ли будет оценена им по достоинству; если мобильный телефон и планшет заменяет живое общение и чтение детских книг, то лучшим другом станет телефон; если семейные прогулки и экскурсии заменены на бесцельное шатание по двору с тем же телефоном, то интересы формирующейся личности будут ограничены блогами, роликами и данным двором. Откуда же потом вдруг у него появится желание изучать иностранный язык? И здесь важно не запрещать постоянно что-то не делать, а предлагать альтернативу, увлекать другим, внедрять в жизнь нечто новое, полезный опыт себя и других. Вот почему важно оценить, насколько ребенок мотивирован для данной поездки, и чем он живет на сегодняшний момент.

Следующий аспект, который следует учитывать - это общее направление в развитии ребенка, воспитание, которое идет изнутри, из семьи. Мы знаем детей, которые учатся хорошо в школе, при этом занимаются спортом, рисованием, творчеством, музыкой и все успевают. Это увлеченные дети. И это заслуга родителей. Их мамы не сидели вяло с подружкой или гаджетом на лавочке, пока их дети только научились ходить, они играли с ними в мячик, пели песни, рисовали на асфальте, ходили в развивающие клубы на занятия, заряжая детей своей позитивной энергией и показывая многообразие мира. И вот перед нами трехлетний, семилетний, пятнадцатилетний человечек, который любознателен, способен удивляться, развиваться и радоваться чему-то новому.

Однако, к сожалению, не редкость в дорогостоящей языковой поездке во время экскурсии слышать, как наши дети во время экскурсии не слушают экскурсовода, на занятиях в англоязычной школе разговаривают на родном языке на отвлеченные темы, речь сплошь состоит из нецензурных выражений, общение со сверстниками из других стран не представляет интереса. Горько, обидно, жаль упущенных возможностей. Ведь, упустив сейчас, уже не найдешь потом. И это уже совсем иной путь развития.

В связи с этим, отправляя ребенка в поездку, лучше удостовериться, что в группе не столько те, кто может себе позволить подобный выезд, но прежде всего заинтересованные дети, родители которых, зачастую, копят денежные средства в течение года. Вот тогда можно говорить о благоприятной среде в рамках данной языковой поездки.

Затронув вопрос о среде и атмосфере поездки, не могу не вспомнить английское слово mature. Его часто можно отнести к тем детям, которые уже умеют формировать свои собственные суждения, готовы к новым впечатлениям, готовы учиться, познавать, впитывать, общаться, анализировать, принимать самостоятельные решения и их выполнять, отвечать за свои поступки. С ними не надо сидеть делать уроки или писать им проекты всю ночь, «трясти» родителей из классной группы вотс ап, спрашивая домашнее задание. С такими детьми путешествовать -одно удовольствие.

Языковая поездка - это ещё и опыт для детей, соприкосновение с другим менталитетом и ментальностью, это труд, усилие над собой, соотношение своего «я» с другими «я». Нужно быть готовым не только к развлечениям и удобствам 5-звездочного отеля, а к каким-то ситуациям, с которыми ты до этого не сталкивался и испытывать огромную радость и гордость, когда ты сумел преодолеть трудности с помощью языка и навыков общения.

Следующий аспект - это уровень владения изучаемым языком на момент поездки. Со мной могут поспорить, но если ребёнок не учил язык или учил один год по обычной программе в школе - в языковой среде ему делать нечего. «Защитники» скажут, что все равно он что-то «впитает». Это «что-то» никак не сопоставимо с материальными и временными затратами на поездку. Англоязычные учителя в школах жалуются, что очень сложно проводить уроки, если среди учеников есть хотя бы один ребенок, чьи языковые компетенции не развиты совсем. Ребёнок расстраивается сам и расстраивает остальных участников процесса.

Итак, подводим краткий итог. Отправляя ребенка в языковую поездку, следует учитывать следующее:

Мотивацию и готовность ребенка. Ребенок должен с нетерпением ждать поездки, готовиться, изучать факты о стране сам, без напоминаний родителей просто потому, что это его внутреннее желание и потребность.
Состав участников. У ребят должны быть некие точки соприкосновения, общие интересы, уровень развития и воспитания.

Программу пребывания. Учебная программа должна базироваться на уровне владения английским языком, экскурсионная программа должна быть насыщенной и интересной. Обратите внимание на школу, где будет обучаться ребенок и педагогический состав.

Опыт руководителя группы. Самый лучший и безопасный путь – это выбрать группу с уже знакомым вам руководителем, который знает вас и вашего ребенка, но если вы едете в первый раз, обязательно организуйте встречу с руководителем группы заранее, задайте ваши вопросы. Руководитель группы не просто сопровождающий, а тот, кто находится с ребятами с утра до ночи, решает их проблемы на месте, мониторит процесс обучения и досуга, принимает участие в совместных мероприятиях.

 

В заключении хотелось бы привести отзывы ребят, побывавших в языковых поездках:

Софья, 15 лет:
«В такой поездке я впервые. Она была интереснее и организованнее, чем я ожидала. Не на каждом подобном обучении предусмотрены ещё и внеклассные занятия с англоговорящими сопровождающими, но у нас они были - это огромный плюс. То есть практика была постоянной, а если мы пытались говорить на родном языке, сразу же делали замечание.
Отправляясь в языковые путешествия (с группой) вы в любом случае большую часть своего времени будете говорить на родном языке, потому что ваших сверстников вокруг много, а учителей и организаторов всего человек 10. Если вы серьёзно настроены на изучение языка, то не стоит лишний раз говорить по-русски. Используйте свои возможности по максимуму. В противном случае, 2-х недель обучения вам будет мало.
В таких поездках вам больше понадобится умение говорить, чем знание грамматики. Потому что, помимо школы, где вы будете общаться с учителями только на вашем уровне, вам ещё нужно будет общаться за её пределами с вожатыми и жителями, а здесь уже нельзя будет скромничать. Поэтому советую вам подтянуть разговорные навыки перед поездкой. Но, по-моему, главное - не стесняться ошибаться, тогда обучение будет проходить легко и с пользой»

Катя, 10 лет:
«Мне сначала трудно было привыкнуть к жаре, а еще к новым учителям каждую неделю (прим. в школах обычной практикой является замена учителей еженедельно для того, чтобы у детей была возможность поработать с учителями разного темперамента и подходов к обучению, совершенствовать навыки аудирования). Очень понравилась школа и уроки английского, а также экскурсии. Особенно запомнилась экскурсия по Валетте, столице Мальты, где я потеряла рюкзак в центре города, а полиция вернула мне мой рюкзак в целости и сохранности! Самыми яркими были поездки на остров Камино и Голубой Грот»

В качестве эпилога отметим, что после поездки дети меняются и меняются в лучшую сторону, приобретая опыт, а именно:
Им приходится решать бытовые проблемы на языке в стране изучаемого языка- они становятся более самостоятельными и стрессоустойчивыми;

Им хочется и приходится общаться со сверстниками из других стран- ломается языковой барьер;

Ребятам нужно высказать свою точку зрения, объяснить ситуацию- они учатся структурировать свою речь, активируют словарный запас;

Хочется извлечь максимум полезной информации из экскурсии- развивают навыки говорения, задают вопросы, совершенствуют навыки аудирования.

Ну, а на уроках дома в России таких ребят всегда заметишь. Они более смело, открыто и полно высказываются на предложенные темы, в то время как их сверстники продолжают говорить исключительно в рамках заученных наизусть топиков. Рассуждая о достопримечательностях, они говорят о реальных вещах, которые они видели своими глазами, которые они прочувствовали. Чаще именно эти ребята спокойнее чувствуют себя на итоговых экзаменах и становятся победителями и призерами олимпиад. Так что –дерзайте!

 

Гончарова Наталья
Языковой и семейный клуб «Развивашкин»

 

 

Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Youtube, Instagram, Мой мир чтобы быть в курсе последних новостей города Московского.

Расскажи другим:

Другие статьи:
Языковые поездки в страны изучаемого языка
Коммуникативная методика в изучении иностранного языка
У меня есть подружка… Ева
Правила перевозки групп детей автобусами
Методика Марии Монтессори
Как заставить ребенка учиться и нужно ли это
Как научить ребенка читать? (часть 2)
Развитие через чтение (часть 1)
Раннее развитие детей. Методика Гленна Домана